☝️Интересно знать.
Немного Истории из Протестантского контекста. Немного с опозданием.
❓🤔Причём тут 30 октября и Якоб Арминий?
😏Взято из материалов группы "Этот день в Истории".
30 октября 1608 года Арминий в письменном виде представил Генеральным Штатам свое сочинение под названием «Объявление мнений» (имелись в виду два мнения: его и кальвинистское).
“В 1602 году во время эпидемии Арминий добросовестно трудился ради своего стада, несмотря на связанный с этим риск. Несколько профессоров из Лейдена погибли и Арминия назначили на один из ставших вакантных постов. Его назначению яростно воспротивился Франциск Гомарий (1563-1641), старший профессор богословия в Лейдене и строгий кальвинист (супралапсарианин). В конце концов, с Арминия сняли все обвинения и приняли в университет в 1603 году” (Лейн Т. Христианские мыслители. СПб. 1997, с. 185). Несмотря на постоянное противодействие в университете, Арминий был в безопасности, располагая покровительством со стороны некоторых видных лиц голландского правительства.
В университете Арминий должен был читать курс о предопределении, в результате которого дискуссия приняла небывалый поворот. Профессора, проповедники и студенты в городе разделились на два лагеря. Весь Лейден и другие города Генеральных Штатов Голландии были взбудоражены возникшим разногласием, так что, начиная со здания правительства и заканчивая пивными лавками, везде бушевал «арминианский» спор. Последние шесть лет своей жизни Арминий почти все время проводил в бурных богословских спорах, несмотря на свои страдания от туберкулеза. Как замечает Бэнгс, в этот период «его блаженством были семья и друзья, болезнь же и конфликты были его проклятием». Семья его насчитывала тогда уже семь сыновей и двух дочерей.
Спор о предопределении был сильно отягощен политическими соображениями. Роберт Пикирилли пишет следующее о возникшем к началу 1605 года противостоянии между двумя партиями: «С одной стороны, — приверженцы военных действий, которые считали, что мир с Испанией невозможен, пока не достигнута полная независимость. Возглавлял их принц Мориц, военачальник, стремившийся к большей власти. Упорные кальвинисты склонялись на его сторону и надеялись добиться большей власти для церкви, свободной от какой бы то ни было ответственности перед правительством. С другой стороны, была партия, ратовавшая за мир, готовая договориться с испанцами. Возглавлял ее Ян ван Ольденбарнвельт, олицетворявший и осуществлявший гражданскую власть в Голландии. Те, кто встал на его сторону, были склонны к большей терпимости в богословских вопросах и одобряли традиционную структуру, дающую гражданским властям возможность некоторым образом контролировать церковных деятелей. Арминий и его сторонники поддерживали эту партию» (Пикирилли Р. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, СПб: Библия для всех, 2002, с. 17-18).
Как видим, прокальвинистская часть правительственных лиц настаивала на войне с католической Испанией, а арминианская на достижении мира путем переговоров. Поскольку единства не было, требовалось немедленно созвать национальный Синод по религиозным вопросам. «Арминий и его друзья продолжали настаивать на созыве синода, который обладал бы правом пересмотра исповедания. Его оппоненты предпочитали использовать авторитетное мнение своих местных синодов в борьбе с Арминием. В 1607 году правительство Генеральных Штатов уполномочило несколько областей прислать депутатов для подготовки к созыву синода. На конференции Арминий выдвинул предложение пересмотреть исповедания на будущем синоде. С этого момента он, все еще продолжая вместе со своими сторонниками возлагать основные надежды на национальный синод, должно быть, понял, что шансов добиться терпимости по отношению к своим взглядам очень мало. Его атаковали все, обвиняли во всем, что только можно вообразить. Большая часть его усилий, направленных на то, чтобы заставить обвинителей представить формальные обвинения, пропала даром. Синод при его жизни так и не был созван» (Пикирилли Р. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения, СПб: Библия для всех, 2002, с. 18).
30 октября 1608 года Арминий в письменном виде представил Генеральным Штатам свое сочинение под названием «Объявление мнений» (имелись в виду два мнения: его и кальвинистское). Когда же в 1609 году Голландия получила формальную независимость, Арминий публично отверг учение о безусловном избрании и предопределении, ссылаясь на то, что до Августина церковь не знала таких воззрений, и потребовал пересмотра кальвинистской доктрины предопределения, которая делает “Бога единственным грешником, а грех людей — негреховным”. На этом основании он потребовал созыва Синода с целью изменения относящихся к теме предопределения статей Бельгийского исповедания (1562) и Гейдельбергского катехизиса (1563), принятых в качестве доктринальных нормативных документов реформатскими церквами.
Исследуя вопрос предопределения, лейденский богослов пришел к выводу, что если оно абсолютно, тогда Бог не просто предвидел грех Адама, а предопределил его. Идея «первородного греха» отходит на задний план, поскольку без причиняющей воли Бога ни человек, ни сатана не имели бы возможности даже грешить. Так возник его тезис об независимом от идеи предопределения содержании богословского понятия «предузнание», согласно которому Бог зло предвидит, но не предопределяет. Одновременно Арминий подверг критике кальвинистское понимание церкви как института надзора и наказания, превращающего ее в силовое государственное учреждение. В ответ его обвинили в лишении Бога права спасать или не спасать грешников, а также в политической неблагонадежности, собственно, иезуитским шпионом, работающим на ненавистный испанский режим. По этой причине в ход были пущены все способы дискредитации Арминия и его сторонников, так что в последние годы жизни он подвергался гонениям. Поскольку гомаристы не унимались, Арминий был вынужден обратиться к руководству Генеральных Штатов Голландии с настоятельной просьбой собрать синод.
Здоровье великого голландского реформатора к тому времени сильно пошатнулось, так что его силы таяли на глазах. Проведенный 25 июля 1609 года диспут на тему «Призыв человека к спасению» оказался последним выступлением Арминия в стенах Лейденского университета. Когда же в августе правительство Генеральных Штатов Голландии, наконец-то, снова собралось для разрешения этого спора, в самый разгар дискуссии Арминию стало плохо, он тотчас вернулся в Лейден и через два месяца умер. Его тело было погребено под плитами пола церкви Св. Петра в Лейдене. Он ушел из жизни в возрасте сорока девяти лет, успев опубликовать лишь свой обзорный труд “Объявление мнений” (1608).
Арминий умер, но не умерло его учение. Еще несколько лет положение в стране было неопределенным, пока власть в ней не захватил при помощи хитрости коварный Мориц. Ему не стоило труда расправиться с арминианами чисто административным путем. Был сразу же созван национальный Синод, но проходил он вопреки всем правилам ведения дискуссий. Арминиане представлены на заседание Синода, проходившего в Дорте (1818-1819), в качестве обвиняемых, и потому их судьба была предрешена заранее. Тем не менее, учение Якоба Арминия было осуждено, но не опровергнуто. Оно показало всю слабость кальвинисткой доктрины, которая в деле выяснения истины предпочла формальный авторитет честной дискуссии.
В том же году вся Европа была втянута в кровопролитную Тридцатилетнюю войну (1618-1648), запятнав в очередной раз моральный облик практического христианства. Это историческое событие явилось сильнейшим доказательством верности учения Арминия о том, что Божья благодать не принуждает людей ни к вере, святости и истине, ни к неверию, лжи и греху. Бог и сегодня еще обращается к ним с призывом любви и правды, поскольку Его сущностью является любовь ко всем без исключения людям. Она побудила Его сотворить людей свободными существами, она свела Его с небес и облекала в человеческую плоть, она повлекла Его на крест, она продолжает взывать ко всем, кто только способен откликнуться на ее предложение.